Гастромантия или Гаросмантия

     Древняя форма чревовещания с голосом, пониженным до могильного тона, как будто выходящим из-под земли. Пророческие заявления произносились чревовещателем в состоянии транса.

     Искусство чревовещания было известно с древних времен. Оно упоминается в Библии и было известно древним египтянам, евреям, грекам и римлянам (ventriloquus). Древние считали чревовещателей одержимыми демонами и полагали, что последние, помещаясь в чреве человека (отсюда название "чревовещания"), способны говорить вещие слова. Многие чудеса древних оракулов (дельфийская пифия, говорящая голова лесбоского оракула, говорящий камень реки Пактол) объясняются искусством чревовещания.

     Самым знаменитым афинским чревовещателем был Эврикл (отсюда в Греции название чревовещателей эвриклидами). У некоторых современных малокультурных народов встречается искусство чревовещания, например у индусов и эскимосов.

     Шаманы также прибегают часто к чревовещаниям. Новации исследования над фокусниками-чревовещателями вытеснили механизм чревовещания, заключающийся в известном приспособлении голосового аппарата (наблюдения Otto Meyer'а, Sommerbrodt'a в 1887-88 гг.). Посредством ряда упражнений чревовещатель достигает следующего положения голосовой щели при издании звука: задняя часть голосовой щели сильно суживается, частью закрываясь выпятившимися краями голосовых связок; выдыхаемый воздух, выходя слабой струей через переднюю часть голосовой щели, образующей маленькое треугольное отверстие, звучит, давая высокий тон (на 1/2 до 1 октавы выше нормального).

     Последним объясняется некоторое сходство чревовещательной речи с фальцетом, а также легкость подражания детским голосам. Нёбная занавеска сильно оттягивается кверху и кзади, гортань и надгортанник приподымаются кверху. Большое значение имеет также искусное управление дыханием (уменье задерживать и выпускать струи воздуха определенной силы).  

     Вследствие сравнительно несовершенной способности нашего уха ориентироваться относительно пункта происхождения звука, чревовещатель, сохраняя на своем лице полную неподвижность и меняя голоса, создает иллюзию разговора 2-3 находящихся в разных местах лиц. 

Литература: Sommerbrodt, "Ueber des Vrhalten des Kehlkopfs beim sogenannten Bauchreden" ("Berlin. Klin. Wochenschr.", 1888, № 14); Sievers, "Grundzüge der Phonetik" (4 изд., 1893); De la Chapelle, "Le ventriloque ou l'engostrimythe" (Л., 1772); Hardy, "Ventriloquism made easy" (1866); Lund, "Die Bauchrednerkunst" (2 изд., 1890); Schulz, "Die Kunst des Bauchredens" (3 изд., Эрфурт); Flatau und Gutzmann, "Die Bauchrednerkunst" (Лейпциг, 1894).

Назад

На главную - Интернет-магазин электронных книг