Астрагаломантия — гадание на костях

АстрагаломантияАстрагаломантия (греч.) — гадание на игральных костях (astragalos), из которых на каждой была вырезана одна буква греческого алфавита. Косточки выбрасывали по одной и из букв складывали слова, означавшие решение загаданного вопроса, подобно тому, как при столоверчении в спиритизме употребляют самопишущий карандаш. В древности устроены были астрагаломантические прорицалища при храме Геркулеса в Ахелии и близ Падуи оракул Гериона.

Кости игральные перешли в Европу, вероятно, из Азии. Изобретение их приписывалось лидийцам, египтянам или грекам в лице Паламеда. В Греции они служили для гадания и для игры и делились на кубы (κ?βοι, tesserae) и астрагалы (?στραγ?λοι, ?στριες, ?στριχιο?, tali). Кубы имели вид современных игральных костей, т. е. были шестигранные, с намеченными очками от единицы до шести. Их употребляли для игр: ?ρτιασμ?ς — чет и нечет, по числу очков на брошенных костях; τρ?πα — выигрывал попавший костью в проверченное в дощечке отверстие; ?μιλλα — бросание К. в начерченный круг. Астрагалами играли в πλειςτοβολ?νθα: на каждое очко назначалась известная сумма денег; затем каждый бросал кости, а выигрывал выбросивший очки на большую против других сумму. Различные удары астрагалов назывались по имени богов, героев, знаменитых мужей и гетер.

Служа для гаданий (κσβομαντε?α, ?στραγαλομαντε?α), игральные кости  были посвящены Гермесу. Их бросали в воду или на особые таблицы. Иногда гадавший брал одну кость  в правую руку, другую — в левую и сам отвечал за бога, выводя из числа очков утвердительные или отрицательные ответы. Сохранилось известие, что Тиберий гадал, бросая золотые астрагалы в воду. В малом оракуле Геркулеса, в ахейском городе Буре, ответы получались через бросание астрагалов на особую табличку, с написанными на ней советами и изречениями житейской мудрости. Почти такое же гадание процветало в г. Атталии, в Памфилии. Уцелели надписи из г. Лимиры в Ликии и г. Адады в Писидии, представляющие собрание одностишных изречений (γν?μοι μονοστ?χοι), с расположенными по алфавиту начальными буквами. Вероятно, на таких костях вместо точек были буквы, и каждая кость, по букве, на ней обозначенной, соответствовала стиху. Стремление сочетать метание костей с таблицей вызвало в Х в. по Р. Х. изобретение камбрезийским епископом Вибольдом особой игры — ludus regularis или ludus clericalis, где числу очков, получаемых на трех костях, соответствовали названия добродетелей (Caritas, Fides, Castitas и др.). Игра эта стоит в связи с целой системой гаданий и исчислений, основанной на отношении букв к цифрам и перешедшей в Европу от арабов, у которых существовала особая наука, "Simia", посвященная изучению мистической силы букв. По мнению Перца, ludus clericalis обязана своим происхождением пифагорической игре или ритмомахии ("бою чисел"), похожей на шахматную, но с заменой фигур костями, которая была изобретена современником Вибольда, Гербертом (впоследствии папа Сильвестр II), и пользовалась большим распространением. Монахи, награжденные в игре высшими качествами, должны были направлять к добродетели других играющих. Благочестивым епископом руководила, по-видимому, та же наивная уверенность в содействии высшей силы, которая проявлялась и у языческих оракулов. К тому же, Вибольд хотел отучить монахов от азартной игры в кости, охватившей все тогдашнее общество. Еще Ювенал бичевал в своих сатирах игроков; Персий признавался, что любимым его времяпрепровождением в юности была игра в К. Оттон Великий запретил духовенству играть в К., под страхом отлучения, но это не помогло, как и указ Генриха II Английского, запретившего игру крестоносцам в 1188 г. Средневековая литература полна жалоб на разорение от игры в К., охватившей не только рыцарей, но горожан и даже народ. Игроки брали обычно три кости (dés) и бросали их на деревянную или мраморную доску (berlenc, platel). Автор фаблио: "De St. Pierre et du jongleur" рассказывает, что даже ап. Петр, спускаясь в ад, взял berlenc и три кости, чтоб обыграть жонглера, стерегущего грешников, и спасти их души. Автор фаблио XIII века: "Da jeu des Dés" приписывает изобретение игральных костей дьяволу, который велел отметить точки: одну — против Бога, 2 — против Бога и Богородицы, 3 — против Троицы и т. д. Мнения об адском происхождении костей  придерживался и Рейнмар фон Цветер, но, по его толкованию, 2 точки означают небо и землю, 3 — три имени Христа и т. д. Игра велась и при дворе запрещавших или ограничивавших ее королей. Eustache Dechamps (XIV в.) описывает игру влиятельнейших вассалов у короля. Роман "Brut" изображает рыцарей Круглого Стола играющими с королем Артуром. Игра оканчивается, как это часто бывало, дракой, которой не избежал и ап. Петр, играя с жонглером. Из указа Людовика Святого, 1255 г., видно, что во Франции существовали для выделки костей особые мастерские и довольно многочисленный класс ремесленников. Указы 1291, 1319 и 1369 гг. запрещают игру в кости, но это, видимо, не действовало, так как в 1396 г. появился указ против распространившихся поддельных К. (dés pipés). Кроме игры на деньги, где выигрывал имевший наибольшее число очков, было много других игр, принадлежностью которых были К.: Иоанн Солсберийский насчитывает десять таких игр. Кости употреблялись и для гадания, как забавы. Так, в книге jeu d'amour 232 стихотворения, преимущественно любовного содержания, соответствуют такому же количеству ударов костей. Во Франции, Англии и Сицилии кости употреблялись больше всего в любимые дни гаданий — Рождество и Новый год. В новой истории игральные кости значительно теряют свою популярность, хотя во время тридцатилетней войны ландскнехты очень их любили. Из игр в кости ныне распространено только домино (см.).

Ср. гр. Бобринский, "Jeu d'amour, франц. гадальная книга XV в." (СПб., 1886; в приложении — подробный очерк игры в К. в древности и в средние века). В. К.

Это развилось в современное предсказание судьбы по игральным костям.  (См. костословие).

Назад

На главную - Интернет-магазин электронных книг